Книги онлайн и без регистрации » Политика » Кризис - Генри Киссинджер

Кризис - Генри Киссинджер

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 143
Перейти на страницу:
окончания боевых действий. Мы гарантируем возмещение Израилем потерь тяжелой техники; таким образом, Израиль будет освобожден от необходимости поддерживать резервные запасы во время боевых действий. Шлезингеру было дано право самому определять степень потребностей Израиля, пока война все еще продолжалась. Если бы он посчитал, что Израилю нужны танки во время боевых действий, он должен был бы немедленно их отправить. Диниц предложил, чтобы Израиль забрал все, что возможно, самолетами израильской авиакомпании «Эль Аль» без каких-либо опознавательных знаков. Об американских воздушных перебросках не было и речи, за исключением случаев, когда танки срочно понадобились бы в экстренной ситуации.

Остаток дня был посвящен технической реализации этих решений. В 19:25 вечера я посоветовал Диницу контактировать со Шлезингером по поводу пополнения запасов. Я также предупредил его, заявив, что новая военная ситуация может потребовать новой дипломатии.

ПОСОЛ ДИНИЦ – КИССИНДЖЕР

Вторник, 9 октября 1973 года

19:25

К: Господин посол. Я разговаривал со Шлезингером. Теперь Вы можете продолжить с Вашими делами. Единственное, еще одно, на что я хотел бы обратить Ваше внимание, – так это на складывающуюся сейчас ситуацию, при которой нам очень трудно сопротивляться предложению о прекращении огня и возвращении к позициям на момент начала боевых действий. Поэтому при разработке своей стратегии вы должны иметь это в виду.

Д: Прекращение огня и возвращение к позициям на момент начала боевых действий, то есть Вы имеете в виду вернуться к старым линиям границы?

К: Прекратить огонь, на какой бы линии они ни находились, – мы с Эбаном обсуждали. Вы можете быть готовы принять это предложение во вторник вечером.

Д: На следующей неделе?

К: Это зависит от тактической позиции. Соединенные Штаты оказались в чертовски трудном положении. Наша тактическая оценка состоит в том, что мы можем оказаться в положении, когда [должны будем] наложить вето на резолюцию, призывающую вас вернуться к границам 1967 года.

Д: Да, но никто не воспринимает это всерьез.

К: Может быть, и нет, но мы можем оказаться перед большинством голосов [против нас]. Наверное, это и несерьезно, но это пройдет, если мы не наложим на это вето, – возвращение к линии, а также их пребывание там, где они находятся после нескольких недель боевых действий, будет чертовски сложно отстоять в общественном мнении. Нет никаких оснований предполагать, что это будет развиваться таким образом. Если бы я был египтянином с некоторым чувством равновесия, я мог бы в какой-то момент сказать русским…

Д: Когда я в последний раз разговаривал с Эбаном, он предполагал, что вы наложите вето на такую резолюцию.

К: Это было в воскресенье. Он сказал мне, что он – во вторник. И вот уже вторник – теперь до четверга или пятницы. На тот момент будет очень сложно.

Д: Естественно, мы сделаем все, что в наших силах.

К: Я имею в виду один конкретный комментарий, который вы сделали.

Д: О том, чтобы позволить…

К: …позволить ситуации медленно развиваться.

Д: Мы не хотели бы по нашей собственной инициативе, чтобы все происходило медленно. Мы просто потратим необходимое время, не больше, чем необходимо…

К: Не думаю, что мы должны обсуждать это по телефону, но я полагаю, что они должны знать в Иерусалиме, как развивается тактическая ситуация. Мы можем затянуть это, но есть предел нашим возможностям. Мы, конечно, не будем предлагать его специально; Вы не должны беспокоиться об этом.

Д: Конечно, нет. Я сообщу им о ситуации, как Эбану в Нью-Йорке, так и в Иерусалим.

МИНИСТР ОБОРОНЫ ШЛЕЗИНГЕР – КИССИНДЖЕР

Вторник, 9 октября 1973 года

19:30

К: Я разговаривал с Диницем, имея в виду то, о чем мы говорили с тобой, и что они будут связываться с твоими людьми. Он также сказал, что в какой-то момент кто-то из твоих сотрудников должен предложить ему увидеться с тобой, и я решительно поддерживаю это.

Ш: Я за.

К: …можно начинать то, что потребуется в экстренном порядке по тяжелому оборудованию.

Ш: Верно. Ты понимаешь, что нам придется взять на себя оборудование [неразборчиво] для «M28» [танков]. Придется расформировать дивизию.

К: Дай им несколько «M48» [танк нового типа].

Ш: Мы довольно хорошо все то подчистили.

К: Кажется, у них достаточно самолетов… они хотят.

Ш: С таким передвижением мы не сможем все сохранить в тайне. Притом что вокруг будут летать всякие израильские самолеты, невозможно будет сделать так, чтобы арабы ничего не обнаружили.

К: Чрезвычайно важно не афишировать все это [настолько], насколько это возможно.

Ш: Верно.

К: Если мы сможем пройти через этот кризис без порождения вражды в отношениях с арабами.

Ш: Русские выкаблучиваются.

К: Да, я собираюсь напугать до чертиков Добрынина минут через пять.

Поздно ночью мне позвонил посол Великобритании, который еще не осознал новую военную ситуацию и опасался, что израильтяне продвинутся слишком быстро, а затем останутся на линии за пределами того места, где начались боевые действия. Он искал способы заработать очки за то, чтобы заставить Израиль остаться на довоенной линии. Но стратегия возврата к статус-кво анте беллум – ситуации до начала боевых действий, которой мы придерживались в начале войны и которую тогда отвергла Великобритания, – больше не имела значения в свете информации, получаемой нами в течение всего дня. Я счел за лучшее дать возможность Соединенному Королевству самому обнаружить для себя новые факты.

ЛОРД КРОМЕР – КИССИНДЖЕР

Вторник, 9 октября 1973 года

23:38

Кр: …Мы с Вами, так или иначе, обсуждали это понятие между линиями прекращения огня. Эбан сделал несколько замечаний в Нью-Йорке, которые указали на то, что, если бы политики в Израиле имели возможность делать все, что хотели, они остановятся на линии, и если они сделают это, и это полностью [его личное] замечание. Это вовсе не ПЕВ [правительство Ее Величества]. Я думаю, что очень важно, чтобы США и/или Запад получили по заслугам за то, что их остановили на этой линии. Я думаю, мы хотим подумать над некоторыми формулировками для этого.

К: Позвольте мне подумать над этим.

Кр: Если израильтяне могут вытолкнуть арабов к старой линии и остановиться на ней, а не выходить за ее пределы (о чем мы говорили раньше). Мы хотим отдать должное, если будет позволено, т. е. поставить в заслугу США и всем нам, если сможем, тот факт, что они оказались вынужденными сделать именно это.

К: Согласен. Это была наша стратегия с самого начала.

Кр: Но разве мы проработали какую-либо формулировку по этому поводу? Потому что это могло случиться внезапно.

К:

1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 143
Перейти на страницу:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 20 знаков. В коментария нецензурная лексика и оскорбления ЗАПРЕЩЕНЫ! Уважайте себя и других!
Комментариев еще нет. Хотите быть первым?